Для настоящего профессионала процесс выбора лодочного мотора достаточно непрост. Необходимо, в зависимости от поставленной Вами задачи, определиться с типом двигателя, способом управления, а также с мощностью. Но самое главное - он должен быть надежным, ведь, если “встанет” среди водоема - беды и серьезных проблем Вы вряд ли сможете избежать. Сегодня мы рассмотрим самые лучшие лодочные моторы.
При выборе лодочного мотора необходимо учитывать некоторые нюансы конструкции. Если Вы планируете использовать лодку преимущественно в загрязненных водоемах, то нужно более тщательно подходить к вопросу выбора модели с термостатом. Он является наиболее уязвимым элементом при загрязнении в системе охлаждения двигателя. Основной ошибкой при приобретении является покупка достаточно дешевой модели, но недостаточно мощной. В этом случае, при постоянном использовании в режиме “полного газа”, двигатель будет изнашиваться интенсивнее, а с учетом последующего ремонта - обойдется Вам намного дороже, чем более мощный агрегат. Поэтому стоит прочитать на топ лучших лодочных моторов и сделать правильный выбор.
В нашем небольшом рейтинге лодочных моторов 2022 года, помимо достаточно дорогих моделей, мы рассмотрим варианты бюджетных китайских, которые заслужили доверия у покупателей. Но одно правило нужно запомнить - такие модели стоит покупать только в том случае, если Ваш бюджет сильно ограничен. Сегодня мы представим только лучшие и надежные бренды лодочных моторов.
Лодочные моторы малой мощности
Suzuki DF 2,5S
Самый легкий и компактный в линейке компании. Его вес составляет 13,5 кг и собран он на 68-кубовом четырехтактнике. У этой модели есть еще версия под высокий транец - по весу она всего на полкилограмма больше предыдущей. Производитель этой модели, в стремлении облегчить вариант, полностью не отказывается от системы охлаждения воды, а также от переключения передач. Но у него отсутствует функция заднего хода, поэтому для реверса Вам придется разворачивать его на 180 градусов.
Регулировка наклона у Сузуки четырехпозиционная. Но это еще не говорит о том, что она очень удобная. Наоборот, потребуется крутить гайку с контргайкой с полным извлечением фиксирующего болта с шайбами. Но не стоит этого делать на воде, так как при использовании лодки с разной нагрузкой, меняющей развесовку, Вы можете, в процессе настройки, уронить что-то за борт.
Такой двигатель завод умудрился произвести достаточно надежным, тихим и шустрым. Но не стоит забывать про инструкцию по эксплуатации. Не прочитав ее, можно упустить такой момент, что при транспортировке мотора, укладывать в багажник его можно только на один бок. В противном случае - у Вас вытечет моторное масло.
Плюсы:
- Экономичность;
- Надежность;
- Хорошая тяга;
- умеренный уровень шума.
Недостатки:
- Контрольный канал охлаждения расположен неудачно - из лодки практически не видно струю воды.
Mercury ME F 2.5 M
Здесь представлен четырехтактный двигатель в отличие от других моделей с мощностью около трех лошадиных сил, где обычно они двухтактные. Это уже является огромным плюсом, поскольку при такой мощности обычно эксплуатируется в режиме “холостой - полный газ”.
Выхлоп у Меркури выведен над винтом, что является существенным плюсом для рыбаков: шума от такой конструкции в совокупности с четырехтактным двигателем гораздо меньше. Даже литровый бензобак, который встроен в эту модель, нельзя назвать значительным недостатком, поскольку у двухтактных аналогов бензобак как минимум в полтора раза больше.
Производитель подошел “с умом” и к комплектации, ведь какой лодочный мотор такой мощности имеет возможность подключения к дистанционному управлению? Также в комплекте прилагается полноценный комплект инструментов для обслуживания двигателя и запасные свечи. Но это не говорит о том, что Вам придется постоянно пользоваться этим набором инструментов. Скорее он будет приятным бонусом при покупке, нежели реальной необходимостью.
Плюсы:
- Четырехтактный двигатель;
- Минимальный расход топлива;
- Хорошая тяга.
Недостатки:
- Высокая цена.
Honda BF2.3DH SCHU
Хонда - есть Хонда. Этот бренд говорит сам за себя. И, прежде чем приобретать двигатель по высокой стоимости со стандартными характеристиками, стоит немного подумать. В этой моделе установлен 57-кубовый двигатель с мощностью всего 2,3 лошадиных силы. Но взамен Вы получите самое настоящее Японское качество. Четырехтактный надежный и экономичный двигатель будет радовать Вас долгие годы. Расход топлива у Honda за час - не более 1,1 литра. Такого же объема и топливный бак.
Поскольку Хонда имеет небольшие габариты, в ней отсутствует коробка реверса. Но производитель решил этот вопрос очень просто: он имеет возможность поворачиваться в креплении на полный оборот, что позволяет дать задний ход. Румпель легко перекидывается на 180 градусов для наиболее комфортного управления в таком положении. Также у данной модели отсутствует нейтральная передача. Вместо нее используется центробежное сцепление. На это указывает буква C в маркировке. Дейдвуд - короткий, но это позволяет оставаться мотору легким и компактным.
При использовании лодки в мутной воде с Хонда Вы сможете избежать проблемы водяного охлаждения - этот мотор охлаждается воздухом. За счет этой функции он становится намного проще в эксплуатации требует меньше обслуживания.
Плюсы:
- Отсутствует чувствительность к чистоте водоема;
- Надежность;
- Экономичность.
Недостатки:
- Винт из пластика;
- Высокая стоимость.
NS Marine NM 3.5 B2 S
Этот мотор высокой ценовой категории и не каждый любитель сделает выбор в пользу этого японца. Но есть несколько аргументов “за” приобретение именно этой модели. Это качество изготовления двигателя, а также его антикоррозийное покрытие. Этот пункт является не таким важным, если Вы используете лодку исключительно в пресных водоемах. Но в соленой морской воде - это просто необходимо.
Производитель предлагает нам 75-кубовый двигатель с мощностью 3,5 лошадиных силы. Мотор - двухтактный, а значит - при работе издает характерный шум. Также стоит сделать акцент на том, что гребной винт - пластиковый, поэтому с таким ним не стоит ходить по мелководью.
Плюсы:
- Антикоррозийное покрытие;
- Качество сборки.
Недостатки:
- Пластиковый винт;
- Высокая цена.
HDX T 2.6 CBMS
Хороший вариант китайского двигателя. HDX прост в обслуживании и неприхотлив в эксплуатации. Поскольку мотор имеет небольшой вес, его с легкостью можно переносить с места на место. У этой модели есть алюминиевый трехлопастной винт, а скорость лодки достигает 9 км/ч. Расход топлива в среднем не превышает 1,3 литра в час. Для деталей в двигателе потребуется комбинированная смазка (смесь бензина с маслом). Удаление выхлопных газов происходит через винт. Еще одним существенным минусом является то, что обратного хода у данной модели не предусмотрено. Поэтому придется разворачиваться на 180 градусов самостоятельно. Только Вам решать, какой лодочный мотор лучше выбрать.
Плюсы:
- Демократичная цена;
- Хорошо заводится при любых погодных условиях;
- Газ регулируется с румпеля;
- Использование на мелких водоемах за счет алюминиевого винта;
- Хорошая тяга.
Недостатки:
- Пластиковая ручка газа.
Huter GBM-35
Один из представителей “плавучих триммеров”. Его конструкция напоминает бензокосу, к которой приделали транцевое крепление, винт, румпель и редуктор. Эта модель настолько проста в транспортировке, что его ставить и снимать легко даже одной рукой.
Значительным минусом данной модели является выхлоп в воздух. Из-за того, что нет шумоподавления водой, на большой скорости Вы быстро отпустите газ, чтобы хоть немного дать ушам отдохнуть. Но и на более низких оборотах 7-дюймовый винт тянет неплохо.
При такой низкой стоимости, Вы получите не очень качественное литье крепления, а также общую небрежность сборки. Поэтому, если у Вас ограниченный бюджет, то приобретать его нужно лишь в том случае, если есть возможность самому его ремонтировать. Только за вами остается решение вопроса, какой же лодочный мотор лучше выбрать.
Плюсы:
- Хорошая тяга;
- Удобство при транспортировке;
- Простота конструкции.
Недостатки:
- Качество сборки и материалов;
- Шум и вибрация.
Patriot BM-120
Имеет 2-тактный двигатель, который отлично подойдет для неспешного передвижения по глади без необходимости грести веслами. В отличие от модели Патриот ВМ 110, “старший” брат оснащен водяным охлаждением двигателя. Это и стало слабым местом мотора. Эффективность такого способа - слабовата, ведь при небольшой мощности, крутить его приходится до высоких оборотов. В этом случае остается только передвигаться с небольшими передышками и ни в коем случае не забывать про чистку заборника системы охлаждения. В ВМ-120 это очень важно!
Благодаря легкости данного агрегата, транспортировка и установка не вызовет у Вас затруднений.
Плюсы:
- Компактность модели.
Недостатки:
- Система охлаждения двигателя малоэффективна.
Toyama TA2
Является одной из доступных моделей лодочных моторов на рынке. Эта китайская модель двигателя очень старается быть похожей на “японца”. Она имеет 50-кубовый двигатель с мощностью 2,24 лошадиных сил. БОльшой скорости и тяги от такой модели ожидать не стоит. Самой главной идеологией моторов такого типа является “не на веслах”. Вес его составляет всего 8 кг.
Но акустика такого агрегата является его слабым местом. Это не просто громкий мотор, а очень громкий, который “рычит” на 115 децибел.
Плюсы:
- Небольшой вес и габариты;
- Низкая цена;
- Расход топлива.
Недостатки:
- Высокий уровень шума.
Двухтактные моторы мощностью 5 л.с.
HDX T 5 BMS
Это лучший двухтактный мотор, удовлетворяющий требованиям покупателей. Данная модель очень похожа на Toyama: они похожи между собой не только по характеристикам, но и по конструкции. То же самое можно сказать о редукторе или винте.
Среди рыбаков этот мотор не находится а первых местах в рейтинге, поскольку производитель не учел тот факт, что на территории России бюджетные двухтактные двигатели используют на обширных водоемах. А в данной модели бензобак рассчитан всего лишь на 1,5 л топлива, что очень мало для двухтактного двигателя даже при небольшой нагрузке.
Есть еще минусы, которые указывают на то, что мотор не должен быть в рейтинге самым лучшим: аварийного отключения винта в данной конструкции просто нет (если на мелководье зацепить винтом камень, можно остаться без лопасти).
Плюсы:
- Надежный.
Недостатки:
- Маленький топливный бак.
Четырехтактные моторы мощностью 5 л.с.
Yamaha F5 AMHS
Эта модель является достаточно легкой в своей категории. Ее вес составляет всего 27 кг. Мотор - четырехтактный под 15-дюймовый транец. Его особенностью стало наличие полноценного 12-вольтового генератора. На рыбалку с таким мотором можно отправляться без опасений - и навигатор, и эхолот будет от чего запитать. Настройки карбюратора и характеристики двигателя устроены таким образом, что Вы не распугаете своим движением по воде дичь или рыбу. Акустические свойства здесь - превосходные - уровень шума и вибрации невелики. А это значит, что при длительных поездках это не будет Вам досаждать. Но стоит отметить и то, что встроенный бак достаточно маловат - всего на 1,1 л. Такого объема топлива хватит приблизительно на час работы при средних оборотах двигателя.
Еще одним значительным плюсом Yamaha является удобство при транспортировки. Производитель расположил ручки для переноса в самом удобном месте. А двигатель оснащен защитой от протечек масла, что значит - перевозить его можно в любом положении.
Модели F5A выпускают уже более 10 лет, а значит конструкция изучена и проверена многократно. Отзывы об этом семействе остаются очень достойными. Но многих любителей может оттолкнуть высокая цена. Моторы с 5 л.с. обычно покупают из-за относительно бюджетности, но в нашем случае “японец” таковым не является.
Плюсы:
- Качество сборки и надежность;
- Наличие 12-вольтового генератора.
Недостатки:
- Высокая стоимость;
- Недостаточно удобная регулировка дифферента.
Honda BF5DH SHU
В отличие от Ямахи, модель этого мотора новее. Год ее выпуска - 2017. Но иногда эта новизна не всегда идет на пользу - диаметр поршня и его ход хоть и незначительно меньше, но на практике мы получим менее приятные ощущения при работе газа. Хонда любит повышенные обороты - на более низких существенно страдает тяга. Еще одним минусом можно назвать потребление топлива. Несмотря на то, что топливный бак здесь больше, чем в Yamaha (1,5 л) - расход горючего тоже значительно выше.
Подкупить Вас сможет 6-амперная линия 12 вольт, которая идет “из коробки”. Эта же опция у Yamaha идет исключительно за отдельную плату. Но и с дополнительной комплектацией электрифицированная Yamaha обойдется Вам дешевле.
При выборе двигателя мы учитываем не только его стоимость, но и доступность приобретения. В плюсах у Yamaha очень развитая дилерская сеть. Его легко отыскать практически в каждом специализированном магазине, чего не скажешь про Honda. Какой лодочный мотор выбрать - решать Вам.
Плюсы:
- Качество сборки;
- Низкий уровень вибрации и шума;
- Надежность.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
Mercury ME F 5 M
Этот американский мотор становится абсолютным анти рекордсменом по объему встроенного в него бака. В него вмещается все лишь 1 литр топлива. Это говорит о том, что для 123-кубового агрегата такого объема хватит лишь на кратковременную поездку по реке. Производитель позаботился об этом и предлагает нам 12-литровый внешний бак за отдельную стоимость. Но тогда стоимость и без того дорогого мотора приблизится к стоимости Хонды, в которой генератор включен в базовую комплектацию (у Mercury это еще одна дополнительная опция).
Главной отличительной чертой Меркури становится то. что он очень хорош при движении на мелководье. Когда двигатель приходится наклонять для поднятия винта - охлаждение двигателя не страдает, а эффективность винта не падает. Выхлоп у данной модели двигателя идет в воздух, а это значит, что она будет немного шумнее водяных моделей.
Плюсы:
- Подходит для охоты с воды;
- Хороший вариант для мелководья.
Недостатки:
- Объем штатного бака.
HDX F 5 BMS
Сегодня на рынке можно встретить огромное количество китайских вариантов по демократическим ценам. Но от такой цены не стоит ожидать великолепного качества. Компания Hondex (HDX) - является одной из немногих в Китае, производящих надежные лодочные моторы.
Установка четырехтактного двигателя, за место двухтактного, привела к увеличению стоимости. Разница составляет порядка 10 тысяч рублей. Но такое вложение очень сложно назвать неоправданным - мотор стал намного экономичнее и тише. Но поскольку производитель оставил тот же кожух, поместив туда более габаритный двигатель, пришлось пожертвовать вместимостью топливного бака. Теперь его емкость составляет 1,3 л. Но 4-тактный 112-кубовый двигатель с таким запасом топлива имеет вполне внушительный запас хода.
При необходимости ремонта окажется ничуть не сложнее OHV-моторов, культиваторов или генераторов. Но это действительно так, если не брать в расчет систему охлаждения. Также такой двигатель вряд ли подойдет любителям охотиться на воде - очень просто здесь забить водозаборник. Hondex станет отличным вариантом для рыбалки на чистой воде. Поэтому какой лодочный мотор Вам нужен - зависит исключительно от цели использования: глубоководная рыбалка или мелководная охота.
Плюсы:
- Простота обслуживания;
- Экономичный двигатель.
Недостатки:
- Не подойдет для мелких водоемов.
Двухтактные моторы мощностью до 10 л.с.
Yamaha 9.9 GMHS
Является одним из самых продаваемых в нашей стране. Это не просто 9,9 - сильный мотор. У него взята за основу конструкция 15-сильного. Лишних опций и наворотов у Ямахи нет, но и возможность установки 12-вольтового генератора не помешала бы. Эту модель очень любят повторять китайцы. Это создает некоторую проблему при покупке с рук - ведь и китайские запчасти на него отлично подходят и можно наткнуться на двигатель с неоригинальными запчастями.
Плюсы:
- Можно с легкостью подстроить под 15 л.с. ( для переделки потребуется только покупка нового винта, так как двигатель изначально рассчитан на 15 л.с.);
- Отличная тяга;
- Надежность;
- Есть некоторая совместимость с китайскими запчастями, если есть трудности с приобретением оригинальных.
Недостатки:
- Отсутствует модель с длинным дейдвудом;
- Большой вес.
Tohatsu M 9.8 B S
Стал еще одним из лучших лодочных моторов в своей категории. Минусом можно лишь назвать то, что дилерских магазинов не так уж и много в нашей стране и найти подходящую Вам модель будет сложно. Но приобретается он не на один сезон и, если есть возможность, то можно найти и приобрести в более отдаленных районах.
Двухтактный двигатель этой модели не говорит о том, что есть какой-то проигрыш в ресурсе. Необходимо просто не экономить на масле, чтобы не знать проблем с 9,8-сильным Tohatsu.
M 9.8 B S - полностью отражает в себе соотношение “цена-качество”. Несмотря на свою простоту и отсутствие в модели непосредственного впрыска мощностных клапанов, демонстрирует прекрасную экономичность.
Плюсы:
- Надежность двигателя;
- Экономичное потребление топлива.
Недостатки:
- Высокая стоимость;
- Доступность.
Sea-pro OTH 9.9S
Сможет стать отличной заменой японскому двигателю. Этот китайский вариант обладает хорошим качеством.
Эта модель была скопирована много лет назад с Yamaha. Мощность его ограничена 10 л.с., это означает, что производитель очень хотел попасть в самый востребованный сегмент рынка нашей страны. Сэкономив на японском движке, с этой моделью Вам придется немножко повозиться: подстроить карбюратор (настроен он на обогащенную смесь для облегченного запуска необкатанного мотора), иначе, на уже обкатанном, у Вас могут возникнуть проблемы с запуском. Но все эти проблемы решаются на первом техническом обслуживании, всё настраивается, подстраивается, протягивается.
Плюсы:
- Проверенная конструкция;
- Высокая удельная мощность.
Недостатки:
- Необходимо дополнительно настраивать под себя.
Hidea HD 9.8 FHS
Моторы этой марки стали очень популярными в России. Он является низко форсированным. Но еще это говорит о хорошем запасе прочности, тем более, что имеет японские корни.
Расход достаточно стандартный: 12-литрового бака хватит на расстояние 50-60 км, разогнав лодку до 30 км/ч. Также мотор оснащен надежным карбюратором и легким в обслуживании двигателем. Это действительно то, что нужно человеку, которому необходим подвесной мощный двигатель, но достаточно ограничен бюджет.
Плюсы:
- Является клоном японского Tohatsu;
- Легкое обслуживание.
Недостатки:
- Двухтактный двигатель.
Четырехтактные моторы мощностью до 10 л.с.
Yamaha F 9.9 JMHS
Характеристики такого мотора очень просто подогнать под себя: производитель предлагает нам 7 разных винтов. Правда в комплектации под низкий транец в комплект кладут один, в то время, когда под высокий транец - их два. Мотор очень надежен, издает мало постороннего шума и приятно экономичен.
Плюсы:
- Хорошая тяга при любых оборотах;
- Расход топлива.
Недостатки:
- Генератор на мотор придется ставить за дополнительную плату самостоятельно или в мастерской.
Mercury ME F 9.9 M
Выигрывает среди других лодочных моторов за счет 4-х тактов. Такие обычно приобретают для постоянного и долговечного пользования. Цена такого двигателя относительно невелика - всего в 2 раза больше таких же по мощности, но двухтактных. Встроенный бензобак на 12 литров обеспечит Вам хороший запас хода, а 6-амперный генератор позволит выходить на воду в темное время суток.
Плюсы:
- Высокий ресурс двигателя;
- Экономичность.
Недостатки:
- Малая распространенность в магазинах.
Мы рассмотрели рейтинг лучших лодочных моторов до 10 л.с. И только Вам остается решать, какой лодочный мотор купить. А выбирать его нужно исходя исключительно из Вашей потребности, ведь никто не спорит, что с 20-сильным на лодке будет намного интереснее плавать. Однако очень редко можно встретить такие запросы в повседневной жизни: чаще всего рыбаки приобретают лодочные моторы до 5 л.с. для того, чтобы избавить свои руки от постоянной гребли и до 10 л.с. владельцы более вместительных лодок, которым 5 л.с. уже маловато. Мы рассмотрели более 10 лучших лодочных моторов в своих категориях. Выбор остается только за Вами!